Синдром аспергера: 5 возможных клинических симптомов и 3 направления лечения

Синдром Аспергера: 5 возможных клинических симптомов и 3 направления лечения

Расстройства психического развития

08.11.2017

3.1 тыс.

2.1 тыс.

5 мин.

2

Синдром Аспергера — расстройство аутистического спектра, которое возникает у детей. Это заболевание имеет продолжение и во взрослой жизни. Такие больные отличаются замкнутостью в отношении сверстников, не терпят тактильного и зрительного контакта. С возрастом признаки заболевания отличаются меньшей выраженностью, чем в детстве.

Эффективного метода полного излечения от данного недуга не существует. Но с целью сглаживания симптомов рекомендуется осуществлять медикаментозную и социальную терапию.

Синдром Аспергера — болезнь, которая относится к расстройствам аутистического спектра. В отличие от аутизма, этот недуг характеризуется присутствием речевых и когнитивных (умственных функций) нарушений.

Если говорить простыми словами, то дети с синдромом Аспергера испытывают проблемы в общении, установлении и поддержании контактов с окружающими людьми и родственниками.

Они склонны к однотипному поведению, имеют заторможенную моторику, стереотипную речь, узконаправленные, но глубокие интересы.

Точной причины развития и возникновения данной патологии не установлено.

Вероятными факторами этого недуга являются отягощенная наследственность, мужской пол, инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности, интоксикация плода во время первого триместра.

Некоторые ученые причиной заболевания называют также прививки, вакцины и комплексные вакцины, которые разрушают иммунную систему организма малыша.

Кроме этого, к причинам развития заболевания относят вещества, которые находятся в пище, употребляемой ребенком. Они влияют на функции головного мозга. На возникновение недуга оказывают влияние и гормональные нарушения в организме.

Синдром Аспергера: 5 возможных клинических симптомов и 3 направления лечения

Симптомы синдрома Аспергера

При синдроме Аспергера происходит изменение ядра личности. Интересы и хобби ребенка не такие разнообразные, как у здорового, характеризуются узкой направленностью. Признаком заболевания является также то, что происходят изменения речевой функции и поведения.

Интеллект таких пациентов не страдает. Ребенок с данным недугом имеет средний уровень развития, в некоторых случаях выше среднего. Словарный запас соответствует возрасту. Телесных патологий не наблюдается.

Определить наличие синдрома можно в младенческом возрасте. Первые симптомы этого недуга начинают проявляться у ребенка с 2-3 лет. Степень их выраженности различная: от легкой до тяжелой.

У таких детей отмечается полярность настроения, то есть резкие его перепады. Они очень чувствительны к звуковым воздействиям. В питании крайне избирательны. Родители часто жалуются на высокую активность и подвижность. Отмечаются нарушения сна и трудности с засыпанием.

Такие дети тяжело переживают расставание с родителями, даже на небольшое время. Адаптация к новому окружению (социальная адаптация) у них происходит медленнее, чем у здоровых сверстников. Ребенок замкнут, не стремится к общению и взаимодействию со своим окружением, не завязывает дружеских отношений со сверстниками.

В качестве собеседника пациенты, страдающие синдромом Аспергера, выбирают взрослых или детей, которые старше по возрасту. Совместные игры и взаимодействие со сверстниками в большинстве случаев заканчивается конфликтом. Они стремятся везде и во всем устанавливать свои правила, потому что не могут действовать по чужим установкам.

Следствием этого является изоляция человека от коллектива.

У пациентов отмечается уязвимость к различным заболеваниям и инфекциям. Это связано с трудностями адаптации в детском саду. В результате частых и длительных болезней происходит еще большее ограничение ребенка от коллектива.

Ближе к школьному возрасту степень выраженности симптомов этого недуга усиливается. У детей отмечается отсутствие способности к сопереживанию. Они нечувствительны к проблемам других людей.

Свое эмоциональное состояние им выражать сложно. Речь, жестикуляция и мимика развиты слабо. Именно поэтому таких детей считают бесчувственными. Их поведение нельзя предугадать. Некоторые больные не переносят прикосновений.

Во время общения они избегают зрительного контакта.

Такие дети правдивы. Слова и выражения у них часто носят оскорбительный характер, но это происходит неосознанно. Они просто не могут очертить границы дозволенного. Больные смущаются, если им делают замечания и порицания.

Пациенты с синдромом Аспергера могут очень долго и подробно рассказывать о предмете, который их интересует, но они не отслеживают реакцию собеседника при общении. В большинстве случаев они могут начать разговор первыми и поддержать разговор, который выходит за рамки их интересов и любимых дел.

У детей наблюдаются навязчивые страхи и фобии (боязнь дождя, ветра и др.), которые отличаются от таковых у здоровых детей. В опасных и экстренных ситуациях у них отсутствует инстинкт самосохранения.

Симптомы синдрома Аспергера, которые проявляются у взрослых людей, имеет небольшие отличия. Такой человек обладает высоким уровнем умственных способностей. Вместе с тем, у пациентов отмечается нарушение социальной адаптации..

Другие симптомы расстройства проявляются в том, что люди с синдромом Аспергера:

  • с трудом осуществляют общение;
  • любят выполнять однообразную монотонную работу;
  • не различают лживые и правдивые высказывания;
  • мыслят только конкретно, у них отмечаются нарушения абстрактного мышления;
  • боятся перемен. Любое изменение привычного распорядка дня, положения вещей может приводить к неадекватным негативным реакциям.

Диагноз «синдром Аспергера» устанавливается только врачом-психиатром. Некоторые его черты могут определить родители, а также преподаватели и воспитатели. Для установления патологии используется анкетирование детей, сбор анамнеза со слов родителей.

Диагностика осуществляется по критериям, которые определила Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ ). Они делятся на три группы:

  • социальные трудности;
  • поведенческие нарушения;
  • вторичные критерии.

К социальным трудностям относится невозможность установить визуальный контакт с собеседником. Такой человек не выражает свои эмоции при помощи жестов. Происходит нарушение общепринятых установок, норм и правил поведения. Они никогда не сочувствуют другим людям.

Ко второй группе критериев относится сосредоточенность на одном и том же предмете или интересе. Отмечается выработка ритуальных действий. Такие дети выполняют стереотипные (повторяющиеся) движения.

Вторичные критерии имеют значимость, если обнаруживаются проявления из первых двух групп. К ним относится утрата навыков самообслуживания и отсутствие интереса к окружающему миру. Также отмечается эмоциональная обедненность речи.

Психологическое исследование синдрома Аспергера можно проводить на основе тестов. Наиболее распространенными являются такие тесты, как: ASSQ и Aspie-Quiz. Опросник ASSQ направлен на выявление аутичных черт у детей от 6 до 16 лет.

В зависимости от количества полученных баллов психологу можно определить, склонен ли ребенок к данному синдрому или нет. Aspie-Quiz предназначена для выявления аутичных черт и когнитивных особенностей у взрослых людей. Для детей и взрослых применяется тест Tas-20 — он определяет степень эмоционального обеднения личности человека.

После принятия решения психологом отправляется запрос врачу-психиатру для дальнейшей постановки диагноза.

Лечение этого недуга осуществляется двумя способами: медикаментозная терапия и социальная реабилитация. Медикаментозное лечение назначает врач-психиатр в виде симптоматической терапии. Он прописывает нейролептические препараты (Аминазин, Тизерцин, Клопиксол, Сероквель, Мажептил), антидепрессанты и снотворные лекарства (Персен, Гипноген) в зависимости от симптомов..

Социальную реабилитацию осуществляют психологи и социальные работники. Некоторым детям показана помощь логопеда с целью исправления речевых нарушений. Психологи проводят коррекционные занятия с детьми, а также осуществляют психологическую поддержку родителей. Полностью избавиться и преодолеть имеющиеся нарушения в развитии у таких пациентов не удается на протяжении всей жизни.

Благодаря комплексному лечению происходит сглаживание симптомов. С возрастом выраженность проявлений данного заболевания снижается. Чем грамотнее психолого-педагогическая поддержка и сопровождение, тем лучше у таких людей происходит адаптация в социуме.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/development/sindrom-aspergera.html

Синдром Аспергера – признаки, симптомы, лечение, диагностика

  • Синдром Аспергера (Asperger syndrome) – одно из так называемых расстройств аутического спектра.
  • От обычного аутизмасиндром отличается тем, что когнитивные и даже речевые способности пациента в целом сохранены.
  • «Родственными» заболеваниями этого синдрома являются:
  • атипичный аутизм;
  • психоз, раннее детство;
  • высокофункциональный аутизм;
  • синдром Ретта и некоторые другие.

Больных отличают трудности в общении, а также стереотипное поведение и ограниченные интересы.

Эти нарушения имеют глубокий характер, препятствующий нормальной жизнедеятельности.

Примечательно, что болезнь эта – врождённая, а значит, она не может появиться в результате развития ребёнка в первые годы жизни. Впрочем, воспитание и окружающая среда существенно влияют на протекание синдрома Аспергера.

О том, как часто проявляется синдром Аспергера в детском возрасте, существуют разные мнения. Статистика говорит о 0,36 – 0,71 процента случаев, однако специалисты приводят совсем другую цифру: по их мнению, симптомы у детей имеются в 30, а то и в 50 процентах случаев. Получается, что синдром Аспергера – очень распространённое заболевание.

Открытый всего лишь в первой половине ХХ века, синдром Аспергера долго не привлекал внимания научных и медицинских кругов. «Странным» детям ставили различные диагнозы, от атипичного аутизма до детской шизофрении, а взрослых считали просто невоспитанными людьми, хроническими неудачниками, беспринципными хамами. Настоящая причина странностей в поведении открылась позднее.

Причины появления синдрома

Синдром Аспергера изучается с 1944 года, однако за это время причины появления синдрома так полностью и не выявлены. Поскольку болезнь имеет врождённый характер, высказывались мнения о её генетическом происхождении.

Исследователи отмечали, что у «носителей» синдрома Аспергера родственники также могут иметь признаки, характерные для болезни, чаще всего в более лёгкой форме – например, некоторые нарушения в общении.

На это указывал ещё сам Ганс Аспергер, изучавший не только своих юных пациентов, но и их семьи.

Ещё замечено, что расстройства аутического спектра имеют сходную генетическую природу.

Современные исследования показали, что непосредственным механизмом протекания болезни является нарушение нейронных связей в головном мозге – из-за этого управление психической жизнью человека отличается от нормального.

Каковы симптомы болезни?

Синдром Аспергера: 5 возможных клинических симптомов и 3 направления лечения

Проявлений синдрома Аспергера великое множество; в каждой жизненной ситуации обнаруживаются свои «странности».

Однако существуют общие симптомы, указывающие на наличие этой болезни. Их появление можно отметить начиная с 3 летнего возраста. До этого момента ребёнок развивается нормально – в положенное время учится сидеть, ходить, говорить.

Трудности начинаются на более высоких этапах психического развития:

  • Ребёнок не желает идти на контакт с окружающими людьми. Он не общается (или плохо общается) с членами семьи, с товарищами в садике или в школе. Он не проявляет инициативу для знакомства или контакта. Если же контакт состоялся, то больной с Аспергером с трудом понимает эмоции собеседника, не распознаёт оттенки интонации, жесты и мимику; не понимает шутки – обращённую к нему речь воспринимает буквально.
  • Речь больного часто не содержит эмоций, слова произносятся монотонно. Ребенок не может подобрать нужные слова, чтобы объяснить то, что ему нужно. Из-за этого ребёнка считают глупым, в школе ставят низкую оценку из-за того, что он якобы не выучил урок; на самом деле ситуация обратная – он может очень быстро выучить тему (буквально наизусть), однако коммуникативные нарушения мешают воспроизвести необходимое.
  • Если же носитель синдрома Аспергера начинает уверенно говорить, то, как правило, увлекается длинным монологом. Он не понимает, как реагируют собеседники на его речь, интересно им это или нет. Ребенок часто не смотрит в глаза собеседнику, он не делает пауз в своей речи, нужных для того, чтобы слушатели восприняли его слова. Его монолог напоминает воспроизведение звукозаписи. Странным здесь является то, что говорящий вполне осознаёт, что общается с другим человеком.
  • Ещё более странно выглядит речь «аспергера» из-за почти полного отсутствия мимики и жестикуляции. Даже взгляд его во время разговора направлен в пустоту. Такая неестественность позы отмечается даже на фотографиях.
  • Ещё один основополагающий симптом – стремление к порядку. Ребёнок пытается выстроить вещи «идеальным» образом: раскладывает игрушки по цвету, форме, размеру, кладёт предметы на строго определённые места. Если он оставил вещь на одном месте, а затем кто-то переложил её на другое, но совсем рядом, то по возвращении ребёнок может её вовсе не найти. Такое часто проявляется и у взрослых, страдающих синдромом Аспергера.
  • «Аспергеры» склонны к «ритуальному» поведению: изо дня в день совершают одни и те же действия, живут по строгому распорядку, ходят по одним и тем же улицам и т. д. Многие ритуалы не имеют очевидного смысла – так, ребёнок может складывать и перекладывать кубики, совершать странные телодвижения.
  • Мышление носителей синдрома чаще всего «однозадачное»: они склонны увлекаться каким-то одним занятием и посвящать ему всё свободное время. Увлечение этим занятием со стороны тоже может показаться неким ритуалом, хотя больные отлично разбирается в интересующем его предмете. Точно так же и в разговоре – он не может одновременно говорить о нескольких вещах подряд, предпочитая выбирать одну тему и следовать ей до конца.
  • Обострённые сенсорные ощущения – не частый, но характерный признак синдрома Аспергера. У больного может наблюдаться обострённый слух, очень сильное обоняние, его может раздражать слишком яркий свет, шум. В этом же пункте можно отметить признаки несколько иного рода: у маленького «аспергера» имеется, например, абсолютный музыкальный слух, притом без всяких предварительных занятий музыкой.
  • Физическая неловкость, неуклюжесть. Человеку, страдающему синдромом, сложно даются многие навыки – к примеру, езда на велосипеде.
Читайте также:  Можно ли покупать вещи до рождения ребенка: 3 версии страхов, список самого необходимого

Перечисленные признаки, конечно, могут наблюдаться и у обычных людей – по отдельности и в результате какой-либо острой ситуации (например, нервного расстройства, усталости, отчаяния).

Говорить о наличии синдрома Аспергера можно в том случае, когда симптомов сразу несколько, они выражены в яркой степени и постоянны.

Диагностика

Выявлять синдром Аспергера – задача на самом деле непростая. Для этого подключаются специалисты из разных областей – психологи, психиатры, неврологи, генетики. Разносторонние исследования нужны по той причине, что проявления синдрома похожи на симптомы других расстройств.

Диагностика у детей

Симптомы у детейважно обнаружить как можно раньше, поскольку это упрощает лечение. Для постановки диагноза проводятся беседы с ребёнком, включающие тесты и игры.

Помимо этого специалист беседует с родителями ребёнка, чтобы получить информацию о его поведении в семье, в школе, во время повседневных занятий. Разговор с родителями позволит выявить и у них проявления синдрома.

  Эссенциальный тремор (Болезнь Минора)

Диагностика взрослых

Синдром Аспергера у взрослых выявить сложнее, поскольку признаки болезни с возрастом меняются. Однако есть ряд методов, позволяющих диагностировать расстройство у взрослых людей. К ним, в частности, относятся стандартные тесты:

  1. 1.Тест. Основан на анализе взгляда пациента. Тест нередко проводят по фото. Как уже говорилось, взгляд человека, страдающего синдромом, ничего не выражает и направлен в никуда.
  2. 2.Тест. Определяет степень эмпатии – эмоционального развития испытуемого. У «аспергеров» показатели этого теста более низкие, чем у здоровых людей.
  3. 3.Тест. Показывает наличие ритуального поведения, «зацикленности».

Лечение

Поскольку синдром Аспергера – это генетическое заболевание «психологической» сферы, то не существует никаких методов его медикаментозного лечения.

Однако существуют препараты, позволяющие лечить сопутствующие болезни – нервозность, депрессию, нарушения сна, невнимательность, склонность к самоповреждению. Некоторые медикаменты могут устранить даже повторяющиеся действия и поведенческие стереотипы.

Основные же способы лечения синдрома Аспергера – немедикаментозные. Они включают когнитивно-поведенческую терапию, эрготерапию, тренинги социальных и коммуникативных навыков. Применяется и лечебная физкультура, которая помогает корректировать координацию движений и улучшить сенсорные навыки.

Детям показаны занятия с логопедом; его задача развить у ребёнка навыки передачи эмоций, научить делать речь яркой и выразительной. Кроме того, необходимы посещения психолога и педагога-дефектолога, которые научат ребёнка ориентироваться в окружающем мире.

В идеале терапия при синдроме должна быть смешанной: психологические, поведенческие и когнитивные методы необходимо сочетать с приёмом поддерживающих препаратов, направленных на улучшение самочувствия пациента.

Лечить синдром Аспергера у взрослых, как и диагностировать заболевание, заметно сложнее, чем у детей. В частности, потому, что взрослые носители болезни уже стали сложившимися личностями, критически относятся к попыткам лечения и часто не считают своё состояние болезнью.

Прогноз

Синдром Аспергера, в отличие от обычного аутизма, не создаёт непреодолимых препятствий к нормальной жизнедеятельности. Слух о высоком интеллектуальном уровне всех без исключения «аспергеров», конечно, не соответствует действительности: по статистике, у большинства носителей синдрома коэффициент интеллектуальности средний.

Однако особенности мышления «аспергеров» таковы, что им проще даются точные науки, в том числе программирование. Именно среди выдающихся программистов наблюдается достаточно высокий процент людей, страдающих синдромом Аспергера. Но и в других областях люди с данным синдромом достигли выдающихся результатов.

Есть мнение, что полностью вылечить синдром Аспергера невозможно, а имеющиеся методы лечения направлены лишь на сглаживание негативных признаков.

Однако для жизнедеятельности это не имеет особого смысла, поскольку многие «аспергеры» становятся полноценными членами общества; более того, им легче даются определённые навыки, востребованные в современном хозяйстве – например, системное мышление, быстрый поиск информации; «аспергеры» – честные и аккуратные работники, глубоко увлечённые делом, которым они занимаются.

Это помогает продвигаться по службе, делать карьеру. Нормальный, а в некоторых случаях и высокий интеллект позволяет им самим корректировать и исправлять слабые стороны своего мышления и поведения.

Однако для успешной жизни в обществе многие носители синдрома Аспергера должны часто посещать психолога или психотерапевта. Законы современного мира таковы, что выявляют нарушения, свойственные «аспергерам», и тогда они становятся серьёзной помехой при поступлении в вуз, приёме на работу и в других ситуациях.

Ведь сегодня коммуникативные навыки, гибкость мышления, умение приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам ценятся не меньше (а зачастую и больше), чем профильное образование и феноменальные способности в какой-либо области. «Аспергер», способный развиваться в идеальных условиях, испытывают трудности там, где суровые законы реальности не соответствуют идеалу. И здесь психотерапевт окажет неоценимую помощь, научив разбираться в окружающей обстановке.

Проявления синдрома могут быть разнообразными, иногда даже противоположными. Так, для большинства «аспергеров» характерна чрезмерная склонность к порядку, размеренности и аккуратности, однако у некоторых больных наблюдается противоположное – полный хаос, невозможность привести свою жизнь и мысли в порядок.

Одни носители синдрома не желают ни с кем общаться, другие же пытаются контактировать со всеми подряд, не замечая ответной реакции собеседников. И в этом плане прогноз для каждого конкретного случая может быть разным: один «аспергер» может достаточно легко адаптироваться в жизни и стать самостоятельной личностью, а другой всю свою жизнь должен нуждаться в опеке.

  Остеохондроз позвоночника: симптомы и лечение

Люди, страдающие этим синдромом, могут создавать семьи, хотя немалое количество их остаются одинокими.

Если в семье один или оба партнёра – «аспергеры», то они могут испытывать трудности в плане взаимопонимания. Чтобы этого избежать, разговоры партнёров должны быть прямыми, не завуалированными.

Сам носитель болезни, впрочем, так и будет разговаривать, а вот его партнёру, если он не страдает синдромом Аспергера, потребуется некоторая тренировка.

Отдельно стоит сказать о детях, страдающих синдромом Аспергера. Даже самые талантливые из них нуждаются в разносторонней помощи – правильном родительском воспитании, наблюдении у специалистов. Не факт, что врождённые таланты помогут юному «аспергеру» самому пробить дорогу в жизни и даже выделиться в школе. В классе такой ребёнок нередко становится изгоем.

Странное поведение становится предметом насмешек, с ним никто не желает дружить и общаться, его обижают, а за хорошие оценки и демонстрирование знаний он получает обидное клеймо «ботаника».

Ученик-«аспергер» может отличаться глубокими знаниями по одному предмету, но резко отставать по всем остальным. Это может выглядеть странным, и учителя считают его проблемным ребёнком.

Также на уроке он может заниматься посторонними делами – скажем, писать стихи или рисовать; если учитель делает ему замечание, то ответная реакция может быть непредсказуемой: ребёнок, чего доброго, обидится или вовсе начнёт скандалить.

Кроме того, не все «таланты» ребёнка с синдромом Аспергера действительно разумны и необходимы обществу.

Например, ребёнок может запоминать маршруты движения транспорта, номера проезжающих автомобилей и другие несущественные вещи, отдаваясь этому делу с полной серьёзностью.

В данном случае необходимо как можно раньше направить способности ребёнка в нужную сторону, попытаться увлечь его, скажем, математикой.

Очень важно не ограничивать ребёнка в обучении и общении, а наоборот – всячески стимулировать его нахождение в нормальном обществе.

Перевод ребёнка-«аспергера» в коррекционный класс, изоляция от сверстников – очень большие ошибки, которые могут только усугубить болезнь.

Он должен находиться в обычном окружении, однако следует предупредить учителей и одноклассников, что у ребёнка имеются некоторые отклонения в развитии.

Окружающие должны уяснить, что если ребёнок не выражает эмоций и переживаний, это не значит, что он их не испытывает: люди, страдающие синдромом Аспергера, особенно дети, нередко переживают более глубоко, чем их «нормальные» сверстники, вследствие чего они более ранимы.

Видеозаписи по теме

Источник: https://tvojajbolit.ru/nevrologiya/sindrom-aspergera-priznaki-simptomyi-lechenie-diagnostika/

Синдром Аспергера

Одним из наиболее неизученных отклонений в деятельности человеческой психики на сегодняшний день является Аспергера синдром. Здесь мы рассмотрим определение синдрома Аспергера, его вероятные причины, симптомы, диагностику и лечение.

Это расстройство известно с 1944 года. Именно тогда впервые обнаружил его признаки у своих маленьких пациентов психиатр и педиатр Ганс Аспергер. Ну а назвали синдром его именем только в 1981 году, по инициативе английского психиатра Лорны Уинг.

Средний уровень заболеваемости данным расстройством — 26 человек на 100.000. Причем, у девочек нарушение встречается в 4 раза реже, чем у мальчиков.

Синдром Аспергера — что это такое

Синдром Аспергера — это неврологическое расстройство, которое влияет на то, каким образом головной мозг человека обрабатывает информацию. Это врожденное нарушение развития, которое характеризуется определенными сложностями в социальном взаимодействии.

Что такое синдром Аспергера, если описать его простыми словами? Людям с этим нарушениям очень сложно создавать и поддерживать дружеские отношения с окружающими. Их речь стереотипизирована, моторика заторможена, координация движений нарушена.

В последние годы все большую популярность среди ученых приобретает версия, по которой наличие синдрома Аспергера у человека не должно считаться заболеванием. А рассматривается это состояние, как особый тип восприятия окружающей реальности. Сами страдающие от этого расстройства называют себя “Аспи”.

Отличие от высокофункционального аутизма

Несмотря на то, что у высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера имеется немало схожих симптомов, это все-таки не одно и тоже. Хотя некоторые ученые не видят принципиальных различий между синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом.

На самом деле данный синдром имеет больше вопросов, чем ответов. Поэтому, на сегодняшний день главный вопрос — его отличие от высокофункционального аутизма — остается открытым. С уверенностью можно сказать, что Аспи от аутистов отличаются тем, что у них сохранены когнитивные и вербальные способности, также полностью сохранен интеллект.

Читайте также:  Как выбрать видеоняню: обзор 4 моделей, 11 важных характеристик при выборе

Классификация

Заболевание синдромом Аспергера является частью общей группы, которая включает в себя ещё четыре дисфункции. Это: синдром Ретта, атипичный аутизм, синдром Каннера, детское дезинтегративное расстройство.

Эта группа объединяет дисфункции, подразумевающие социальную дезадаптацию. Медицина определяет состояние синдрома Аспергера, как наиболее схожее с аутизмом по симптоматике.

Диагностика расстройства

Детей с синдромом Аспергера можно распознать по его первым признакам. Заметить их могут учителя, воспитатели, родители, наблюдающие за ребенком детские врачи. Но окончательно диагностировать расстройство – прерогатива детского психиатра.

Помимо вышеперечисленного, в диагностике активно применяются нейропсихологические тесты и методы анкетирования. Методика диагностики создана под контролем ВОЗ. В некоторых случаях могут понадобиться такие диагностические процедуры, как МРТ головного мозга и ЭЭГ. Это делается для того, чтобы исключить возможные органические повреждения головного мозга.

Симптомы и признаки

Только по внешнему виду определить у человека наличие синдрома Аспергера невозможно. В этом плане такие люди ничем не отличаются от других.

Какие же симптомы дают основания для подозрения на данное расстройство? Это физическая неловкость, сенсорная чувствительность к резким запахам, шуму, яркому свету, некоторым видам пищи.

Если Аспи находится в ситуации, которая вызывают у него тревогу, для самоуспокоения он может повторять какое-либо однотипное движение. Это может быть раскачивание корпуса взад-вперед, ходьба кругами либо туда-сюда.

  Синдром Корсакова

Аспи обычно проявляют одержимость в какой-то одной, очень узкой области интересов. В большинстве случаев в этой сфере они становятся настоящими профессионалами и добиваются выдающихся успехов.

Синдром Аспергера характеризуется классической триадой симптомов. Это расстройство социальной коммуникации, расстройство социального взаимодействия и расстройство социального воображения.

Расстройство социальной коммуникации

Аспи не могут различать эмоции других людей. Обычные люди без труда понимают, что означает тот или иной жест либо интонация голоса. Также обычный человек верно распознает выражение лица собеседника. Таким образом, нормальные люди (то есть люди без отклонений) правильно реагирует на невербальное поведение окружающих.

У Аспи это все вызывает серьезные затруднения. В результате возникают проблемы в общении, что приводит к страху, тревоге и растерянности.

Помимо этого, Аспи не понимают значение метафор и обладают своеобразным чувство юмора, не всегда понятным для обычных людей.

Аспи очень сложно быть инициатором разговора, еще сложнее его закончить, так как по выражению лица собеседника они не могут понять, что интерес к беседе у того отсутствует.

Расстройство социального взаимодействия

Аспи не испытывают потребности в общении с другими людьми. Они замкнуты и безразличны. Поэтому создать и поддерживать приятельские отношения с кем-либо для них очень сложно. Из-за этого Аспи часто отторгаются социумом, особенно в детском возрасте.

Аспи не могут понять, какие темы для разговора уместны, а такие крайне нежелательны. Из-за этого их поведение часто выглядит со стороны недопустимым и некорректным. В свою очередь, поведение обычных людей кажется для Аспи непредсказуемым, вызывает недоумение и тревогу.

Расстройство социального воображения

Несмотря на то, что Аспи обладают большим творческим потенциалом, социальное воображение у них не развито абсолютно. Они неспособны действовать в ситуациях, когда нужно изображать кого-то, кем они не являются либо притворяться. Поэтому в детстве они избегают игр со сверстниками.

Аспи понимают только законы логики, поэтому выбирают себе соответствующие занятия. Они могут очень хорошо себя проявить в области точных наук, компьютерных дисциплинах. Хотя, отсутствие социального воображения не помешало некоторым Аспи стать хорошими художниками и писателями. Достаточно вспомнить Ван Гога и Льюиса Кэрролла.

Признаки синдрома Аспергера у детей

Первые признаки дисфункции проявляются довольно рано, уже со 2-3 года жизни ребенка. Синдром Аспергера у детей сопровождается следующими симптомами:

  • Ребенок очень привязан к своим родителям и расставание с ними дается ему крайне тяжело;
  • В детском саду такой ребенок держится особняком, не идет на контакт со сверстниками;
  • Любой незнакомый человек вызывает у Аспи-ребенка тревогу;
  • Такие дети часто болеют, поскольку более уязвимы к инфекциям. Это еще сильнее затрудняет их общение со сверстниками;
  • Нарушения в эмоциональном плане. Отсутствуют такие эмоции, как сочувствие, сопереживание, радость и жалость;
  • По мере взросления дети становятся упрямыми и нетерпимыми к другой точки зрения. Из-за этого они не принимаются коллективом;
  • Дети Аспи испытывают затруднения в таких видах деятельности, которые требуют развития мелкой моторики. Им сложно лепить, вырезать, рисовать, писать;
  • Ребенок привыкает к определенному порядку в какой либо сфере жизни. Нарушение этого порядка вызывает у него бурную реакцию вплоть до истерики.

Признаки синдрома Аспергера у взрослых

По сравнению с детьми, признаки данного расстройства у взрослых имеют некоторые отличия. Синдром Аспергера у взрослых в основном проявляется в сфере социальной адаптации.

  • Интеллектуальные способности Аспи позволяют им успешно учиться в вузах и достигать высот в различных профессиях;
  • Взрослые Аспи не в состоянии отличить правду ото лжи. Это и трудности в общении лишают их возможности работать на руководящих должностях. Но они к этому и не стремятся;
  • Наибольший комфорт у людей с данной дисфункцией вызывает простой однообразный труд. Связано это с тем, что Аспи не переносят перемен и отличаются повышенной педантичностью;
  • Аспи очень сложно завести друзей, хотя многие из них этого бы хотели. Аспи совершенно не интересны увлечения окружающих людей, поэтому установление контакта дается им с большим трудом;
  • Несмотря на то, что адаптированные Аспи способны к семейной жизни и рождению детей, в большинстве случаев до конца жизни они остаются одинокими;
  • Если взрослый Аспи попадает в компанию, то не стоит ждать от него поддержания светского разговора. Такие люди говорят то, что думают, вне зависимости от того, насколько это уместно. Они сосредоточены только на своих переживаниях и могут развернуться и уйти в любом месте разговора.

  Астенический синдром и как с ним бороться

Возможные причины и происхождение

Причины возникновения синдрома Аспергера на сегодняшний день продолжают находиться в стадии изучения. Пока не выявлен ни патогенез заболевания, ни его морфология.

Одна из гипотез заключается в том, что причиной становится повреждение головного мозга плода, вызванное аутоиммунной реакцией организма матери. Кроме нее, изучаются и другие возможные факторы риска. В их число входит воздействие токсинов в первые месяцы беременности, генетическая предрасположенность, постнатальные и внутриутробные вирусные инфекции.

Лечение синдрома Аспергера

На сегодняшний момент какого-то специального лечения людей с синдромом Аспергера не предусмотрено. Поэтому все сводится к коррекции и устранению симптомов, мешающих полноценной жизни. Лечение носит индивидуальный характер.

Немедикаментозное лечение

Прежде всего Аспи нужно обучить тем социальным навыкам, которые он не смог приобрести самостоятельно. Для улучшения моторики и нормализации походки назначается лечебная физкультура. Проводится когнитивно-поведенческая психотерапия.

Дети с синдромом Аспергера нуждаются в создании правильного сопровождения со стороны педагогов и психологов. Они могут посещать общеобразовательные учебные учреждения, в рамках которых им должны быть созданы особые условия. Это правильная мотивация, стабильная среда, занятия с тьютором.

Лекарственное лечение

Достоверные причины заболевания, его морфология — пока еще неизвестны. Поэтому, специфического лекарственного средства для лечения синдрома Аспергера не существует. Задача назначаемых медикаментов — снятие симптомов (вспыльчивости, раздражительности и тревожности). Медикаментозные средства могут относиться к различным фармакологическим группам:

  • Антипсихотические средства. Снимают проявление раздражительности. Пример – Рисперидон;
  • Антидепрессанты. Купируют состояние депрессии, помогают избавиться от мыслей о суициде. Пример – Золофт, Флуоксетин;
  • Нейролептики;
  • Психостимуляторы.

Следует соблюдать чрезвычайную осторожным при назначении лекарств. Синдром недостаточно изучен и невозможно предусмотреть появление побочных эффектов.

Жизнь с синдромом Аспергера

Никакой прямой угрозы здоровью или жизни пациента это расстройство не представляет. Пройдя в детском возрасте социальную адаптацию, Аспи способны жить нормальной жизнью, иметь работу и семью. Члены семьи Аспи должны хорошо понимать особенности его состояния и не покушаться на тот распорядок жизни, к которому он привык.

При отсутствии нужной коррекции для Аспи имеются определенные риски. Тревожные и депрессивные состояния могут развиться до степени, когда они потребуют серьезного медикаментозного лечения. Наиболее запущенные случаи могут привести к самоубийству.

Большую роль играет то, смог ли человек найти себе занятие по душе. Приблизительно 5% людей с синдромом Аспергера полностью избавляются от проблем, связанных с трудностями социальной адаптации. В этом случае выявить наличие расстройства могут только нейропсихологические тесты.

Источник: https://psydeal.com/rasstrojstva/sindrom-aspergera/

Синдром Аспергера: больные или другие?

Глеб Поспелов о людях, не воспринимающих чужие эмоции

Чужие среди своих

Со «странными» людьми все каждый из нас сталкивались хотя бы раз в жизни. Наверняка вам приходилось встречать на улице прохожих с отрешенным выражением лица, блуждающим взглядом, одетых небрежно; с необычной, какой‑то неловкой, «механической» походкой, порой что‑то бормочущих себе под нос. И вы забывали об этой встрече — мало ли вокруг необычных людей. И вряд ли вам приходило в голову, что, возможно, вы столкнулись с носителем такого психопатологического феномена , как синдром ­Аспергера.

Расстройство получило название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера, который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной (бессловесной) коммуникации, ограниченной эмоциональной отзывчивостью по отношению к окружающим и физической неловкостью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая ­психопатия».

Термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг в публикации 1981 года. Современная концепция синдрома появилась также в 1981 году, а в начале 90‑х были выработаны диагностические ­стандарты.

По оценкам Британского национального аутистического общества (UK National Autistic Society), распространенность синдрома Аспергера с IQ 70 и выше (IQ ниже 70 — умственная отсталость) составляет 3,6 на 1000 человек, а всех синдромов аутистического спектра — 9,1 на 1000.

Синдром Аспергера — одно из общих нарушений развития психики, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий.

Он отличается от аутизма отсутствием общей задержки или отставания в речи и когнитивном (умственном) развитии; страдает главным образом социальная коммуникабельность. Синдром часто характеризуется выраженной двигательной неуклюжестью.

Нарушения сохраняются в подростковом и взрослом ­возрасте.

Международная классификация болезней 

десятого пересмотра(МКБ-10)

«Слепые зрячие»: симптомы и признаки синдрома Аспергера

Точная причина проявления синдрома у детей и взрослых все еще неизвестна. Тем не менее различные исследования показывают, что приводит к нему сочетание генетического и экологического факторов, которые могут вызывать изменения в развитии нейрональных путей мозга, связанных с мышлением и поведением.

Существует несколько теорий механизмов развития синдрома, которые вкратце сводятся к предположениям о недостаточной функциональности различных групп нейронов и, как следствие, к нарушениям в процессе обработки информации.

Достоверно известно лишь, что воспитание и социальные обстоятельства здесь ни при ­чем.

Во времена моей учебы в медицинском институте  один из наставников приводил метафору, описывая восприятие мира аутистом: «Представьте, что вы видите формальное положение вещей, их цвет, форму, но не замечаете деталей и полутонов, теней, которые отбрасывают предметы.

Вы знаете, что они существуют, но персонально для вас они невидимы, да и неинтересны. Зато вы способны разглядеть невиданные глубины и красоты там, где их не замечают все окружающие. И непонимание людей, их слепота — возмущают и выводят из себя.

Читайте также:  Когда ребенок начинает сидеть: 5 этапов, 5 упражнений и игр в помощь

Вы говорите на разных языках, но, несмотря на все усилия, никогда не сможете эти языки выучить и понять друг друга…».

Этот пример характеризует мироощущение самого аутиста: он воспринимает реальность иначе, чем мы. Не лучше и не хуже — просто по‑другому, и отнюдь не кажется самому себе «ненормальным» или ­больным.

Эмоции и социальная коммуникация

У детей и взрослых, страдающих синдромом Аспергера (сами они называют себя «аспи» или «аspergian» — «аспергианцы») есть две основные проблемы: эмоциональная и коммуникативная. Аспи как бы «не видят», не воспринимают эмоций других людей, хотя и знают об их существовании.

Например, находясь в компании и услышав шутку, аспи, отлично понимая смысл сказанного, не разделит всеобщего веселья, потому что не заметит перемены настроения окружающих. Это не значит, что чувств у него нет, но он не может с ними управиться, ему трудно их выражать.

Поэтому аспи, даже обладая высоким интеллектом, может произвести впечатление бесчувственного или ­слабоумного.

Другая проблема — нарушение социального взаимодействия. Люди общаются не только на вербальном уровне. Глядя на собеседника, мы автоматически «считываем» его интонацию, мимику, жесты, язык тела и подсознательно анализируем собранную информацию, делаем выводы. Аспи труднее интерпретировать знаки, которые большинство людей обрабатывают автоматически.

Они могут анализировать увиденные социальные взаимодействия, формулировать правила поведения и применять эти правила неуклюжим образом, например, заставлять себя вступать в визуальный контакт; в результате их манеры выглядят негибкими или социально наивными. Непонимание может привести аспергианцев к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.

Аспи не способны создавать дружеские связи, не стремятся разделять с другими удовольствия или достижения (например, показывать другим что‑либо, вызывающее их ­интерес).

Люди с синдромом Аспергера не столь замкнуты, как при тяжелых формах аутизма; они, хотя и неуклюже, но взаимодействуют с другими.

Например, могут начать длинный монолог о своем увлечении, не замечая желания собеседника сменить тему разговора или завершить его.

Некоторые аспи проявляют селективный мутизм, разговаривая слишком много с родными или отдельными знакомыми и полностью игнорируют всех остальных. Другие соглашаются разговаривать только с теми, кто им ­нравится.

Любовь к порядку

Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера часто устанавливают собственные правила и распорядок и настаивают на них. Маленькие дети, например, могут требовать, чтобы в школу их всегда отводили по одному и тому же маршруту.

В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Аспи часто выстраивают свой распорядок дня в соответствии с шаблоном.

Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут вызвать у них тревогу, ­волнение.

Узкие, интенсивные интересы

Преследование узких специфических интересов — наиболее яркая особенность синдрома. Аспи могут собирать тома детальной информации на такие темы, как климатические данные или названия звезд, не воспринимая эти сведения в более широком контексте.

Например, ребенок может запоминать номера моделей фотокамер, мало интересуясь фотографированием. Такое поведение становится явным уже в 5–6 лет.

Интересы могут меняться со временем, они становятся всё более необычными и сфокусированными и часто начинают превалировать в социальном взаимодействии до такой степени, что в сбор и обработку информации вовлекается вся семья.

При удачном стечении обстоятельств и успешной работе с аспи интересы и навыки могут быть развиты, так что аспергианцы вполне могут учиться или работать, впрочем, по‑прежнему в кругу своих любимых ­дел.

Речь и язык

При синдроме Аспергера нет существенного отставания в развитии языковых способностей в целом, но усвоение и использование языка часто нетипичны. Эти отклонения ­включают:

  • ­многословие;
  • частые резкие смены темы ­разговора;
  • буквальное понимание текста (без ­нюансов);
  • необычные метафоры, понятные только ­говорящему;
  • педантичную, формальную ­речь.

Невозможно не заметить также необычную громкость, интонацию, ритм и акценты в речи. Дети-аспи особенно страдают от непонимания таких видов общения, как юмор, ирония, ­поддразнивание.

Лечение

В настоящее время от синдрома Аспергера нет специального лечения. Дети с синдромом просто становятся взрослыми аспергианцами. Однако, поскольку знания о психопатологическом феномене постоянно расширяются, появляются и новые методики адаптации, и аспи получают всё больше возможностей, чтобы реализовать свой потенциал.

Сочетание лекарственной и нелекарственной терапии и коррекции окружения может быть эффективным для сопутствующих заболеваний и симптомов, таких как клиническая депрессия, тревожный невроз, невнимательность и агрессия. Показано, что атипичные антипсихотики, могут смягчать сопутствующие симптомы синдрома Аспергера.

Также эта группа препаратов способна улучшать способности к образованию социальных связей. Антидепрессанты группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина показали свою эффективность в лечении ограниченных и повторяющихся интересов и линий поведения.

Однако при медикаментозной терапии приходится соблюдать большую осторожность: люди с синдромом Аспергера могут не понять изменений, происходящих в их внутреннем состоянии, не суметь выразить эмоции, так что врач рискует не заметить побочных эффектов и даже осложнений, спровоцированных ­лечением.

К немедикаментозному лечению относятся различные тренинги социальных навыков, когнитивно-поведенческая психотерапия для управления стрессом, лечебная физкультура для улучшения сенсорной интеграции и координации ­движений.

Аутизм или ­нет?

Наверное, самый спорный вопрос, который занимает сегодня многих исследователей, — считать ли синдром Аспергера одной из форм аутизма.

И то и другое заболевание сегодня неплохо изучены; им посвящены горы монографий, содержащих не один десяток противоречивых гипотез. Но вопросов по‑прежнему больше, чем ответов.

Например, неизвестно, отличается ли этот синдром от высокофункционального (т. е. слабовыраженного, «лёгкого») аутизма; в оценке этих состояний слишком много субъективизма ­исследователей.

Аспергианцы — аутисты

Большинство специалистов склоняются к трактовке синдрома Аспергера как наиболее мягкой в клиническом смысле разновидностей аутизма. За это говорит и присутствие всех аутистических маркеров у аспи, хотя и в значительно более легкой форме. Приведу примеры из собственной ­практики, чтобы продемонстрировать разницу.

Последний из принятых мной пациентов с диагнозом «детский аутизм» (буквально за неделю до написания этих строк) — молодой человек 30 лет, инвалид I группы. Он пришел на прием в сопровождении бабушки; к самостоятельным действиям был абсолютно неспособен.

Огромный, под два метра молодой человек, скорчившись, сидел на стуле и робко смотрел в пол, избегая зрительного контакта. Он производил впечатление гигантского двухлетнего ребенка, до крайности испуганного новой обстановкой. Минут через 15 мне удалось выяснить, что больной любит слушать музыку, после чего мы смогли хором пролепетать детскую песенку.

На этом продуктивное общение с пациентом закончилось. Тяжелейший аутизм привел к фактическому слабоумию и полной социальной ­беспомощности.

А вот как выглядел на приеме 15‑летний школьник-аспергианец. Парнишка был опрятно одет. Зашел в кабинет слегка «деревянной» походкой; не глядя в глаза — поздоровался, попросил разрешения присесть. Дальше вел себя индифферентно, предоставив маме возможность рассказать о проблемах; беседой не интересовался.

Оживился, причем заметно, всего один раз, когда заметил стоящий в углу комнаты старый телевизор. Спросил — можно ли посмотреть; бросился к «ящику», ловко снял крышку, поковырялся внутри и выдал вердикт: телевизор рабочий, нужно пару ламп заменить. У человека горели глаза. После чего снова сел и — отключился от происходящего. На вопросы отвечал корректно, но формально.

Из разговора с матерью выяснилось, что пациент много читает, ходит в школу, однако отвечает только письменно. С другими детьми практически не взаимодействует, но класс попался хороший: ребята относятся к нему с пониманием, после уроков провожают домой, чтобы по рассеянности не попал в беду. В жизни подростка есть только один, зато всепоглощающий интерес: телевизоры.

Он знает о них всё, разбирается досконально, с удовольствием рассказывает о них, может ковыряться в технике ­часами.

Чувствуете разницу? Видите сходство? Понимаете ­проблему?

Вариант нормы

Сам Аспергер в обстановке нацистской евгеники яростно защищал ценность аутистических индивидов. Он писал: «Мы убеждены… что аутистичные люди занимают определенное место в организме социального сообщества.

Они хорошо выполняют свою функцию, возможно, лучше, чем мог бы кто‑то еще, причем мы говорим о людях, которые в детстве испытывали величайшие трудности и вызывали несказанное беспокойство у тех, кто заботился о них».

Аспергер называл своих юных пациентов «маленькими профессорами» и верил, что некоторые из них в силу своего оригинального мышления в будущем могут продемонстрировать выдающиеся ­достижения.

Некоторые исследователи считают, что синдром Аспергера можно рассматривать как другой когнитивный стиль, а не как нарушение или инвалидность, и что его следует, подобно гомосексуализму, исключить из Международной классификации болезней.

В статье 2002 года английский психиатр Саймон Барон-Коэн написал о людях с синдромом Аспергера: «В социальном мире нет большой пользы от зоркости к деталям, но в мирах математики, вычислений, музыки, лингвистики, инженерии эта особенность может превратить провал в успех».

Барон-Коэн приводит только две причины, почему синдром Аспергера можно считать заболеванием: чтобы обеспечить специальную поддержку и вовремя распознавать признаки ухудшения самочувствия у таких пациентов.

К доказательствам здоровья аспергианцев относят и факт наличия в их среде своеобразной культуры, сложившейся во многом благодаря успехам реабилитации таких пациентов на Западе и невероятному прогрессу в развитии средств ­связи.

Аспергианцы выступают за то, чтобы нарушения аутистического спектра воспринимались в обществе как сложные синдромы, а не болезни, которые надо вылечить.

Сторонники этой точки зрения не согласны, что есть какая‑то идеальная конфигурация головного мозга, любое отклонение от которой — патология; они пропагандируют толерантность к тому, что называют нейроразнообразием (neurodiversity). Эти взгляды лежат в основе движения за права аутистов.

Но даже в этой среде существует контраст между позицией взрослых с синдромом Аспергера, которые горды своей идентичностью и не хотят, чтобы их лечили, и позицией родителей детей с синдромом Аспергера, которые обычно согласны на медикаментозную поддержку для своих ­детей.

Тех, у кого нет синдрома Аспергера или других нарушений аутистического спектра, лица с синдромом Аспергера называют «нейротипичные». Еще один сленговый термин — кьюэбис, от слова cure — «лечить». Так иронически называют тех, кто считает, что лица с синдромом Аспергера должны ­«вылечиться».

Главная причина внимания к синдрому Аспергера — его социальный аспект: больные или «иные», лечить и помогать или позволить выбирать свой путь, наблюдая со стороны? Ответа пока нет. Не скрою, что сам, будучи практикующим врачом, считаю синдром болезнью, для которой необходимо искать лекарство. Все‑таки хочется, чтобы на нашей планете возобладал здравый ­смысл.

  1. Wing L (1981). «Asperger»s syndrome: a clinical account».
  2. Psychol Med 11 (1): 115–29.
  3. МКБ 10 — Международная классификация болезней 10‑го ­пересмотра.
  4. http://aspergers.ru/
  5. В. М. Башина. Аутизм в детстве. Москва, «Медицина», 1999.
  6. О. Богдашкина. Аутизм: Определение и диагностика,1999.
  7. Klin A (2006). «Autism and Asperger syndrome: an overview»
  8. Rev Bras Psiquiatr vol.28 suppl.1 São Paulo May 2006 28.
  9. McPartland J, Klin A (2006). «Asperger»s syndrome».
  10. Adolesc Med Clin Adolesc Med Clin 17 (3).
  11. National Institute of Neurological Disorders and Stroke (NINDS). Asperger syndrome fact sheet (31 июля 2007).

Источник: https://www.katrenstyle.ru/articles/journal/medicine/syndrome/sindrom_aspergera_bolnyie_ili_drugie

Ссылка на основную публикацию